Свеча зажигания играет важную роль в работе двигателя внутреннего сгорания. Она осуществляет воспламенение смеси воздуха и топлива. Качество этого воспламенения зависит, от многих факторов, и имеет очень большое значение при эксплуатации мотоцикла. Важны такие показатели, как запуск двигателя, его мощность плавность работы, а также выброс вредных веществ.

Если подумать, что одна свеча зажигания должна зажигать от 500 до 15000 раз в минуту, то становится ясно, насколько значимой является роль современной свечи зажигания, цель которой состоит в соблюдении норм выбросов вредных веществ и в сокращении расхода топлива.

Современная свеча зажигания должна быть индивидуально адаптирована к различным конструкциям двигателя и условиям движения.

Поэтому не существует свечи зажигания, которая правильно работает во всех двигателях.

Поскольку развитие температуры в камере сгорания различных типов двигателей протекает по-разному,

необходимы свечи зажигания с различными показателями теплоты сгорания. Теплота сгорания выражается калильным числом.

Калильное число представляет собой среднюю температуру,

измеренную на электродах и изоляторе и соответствующую нагрузке двигателя.



По внешнему виду свечи зажигания можно многое сказать о работе двигателя. Далее приведем несколько примеров свечей зажигания.


Нормальный внешний вид

Так выглядит исправная свеча зажигания. Бело-серое цвет налета не вызывает опасений. Такой налет возникает из-за топливных присадок, которые не полностью сгорели и говорит о нормальной работе свечи.



Отложения

На этом фото вы видите свечу зажигания с сильными отложениями. Это происходит из-за плохого качества топлива, высокого расхода масла при сильно изношенном двигателе или из-за сгорания охлаждающей жидкости при повреждённом уплотнении головки цилиндра; как следствие возникает так называемое калильное зажигание (отложения тлеют).



Разрушение изолятора

На фотографии хорошо видно что отколота часть изолятора. Маленький кусочек такого изолятора, упавший в камеру сгорания двигателя может привести к необратимым повреждениям . Причиной подобных поломок изолятора может быть применение неправильного крутящего момента или падение свечи зажигания на твёрдое основание.



Оплавление

В данной свече зажигания сплавились вместе средний и боковой электроды. Это случается при перегреве свечи зажигания. При этом не исключено и оплавление поршня. Причиной может быть неправильный подбор свечи зажигания (неверное калильное число) или неисправность двигателя (детонация).



Закоптелость

Здесь Вы видите закоптившуюся свечу зажигания. Закоптелость возникает, если свеча зажигания эксплуатируется при температуре ниже температуры самоочищения (450 °C), например, если мотоцикл проезжает только небольшие расстояния или, если выбрано неверное калильное число (слишком холодное). Так же темный налет появляется при неправильно настроенной топливной смеси. Чаще на карбюраторных моторах.


Правильный монтаж свечи зажигания

Для правильного монтажа свечи зажигания требуется динамометрический ключ. Поскольку даже для профессииональных механиков сложно "на глаз" оценить момент затяжки.

Это связано с тем, что крутящий момент состоит из двух величин, умножаемых друг на друга: силы, воздействующей на соответствующий центр вращения и длины рукоятки.

Большинство поломок свечей зажигания происходит из-за неправильного момента затяжки. Если он будет слишком низким, возникнут потери компрессии и перегрев. Из-за вибрации может также сломаться изолятор или средний электрод.

Если крутящий момент будет слишком высоким, свеча зажигания может оторваться. Также очень легко сорвать резьбу в головке блока цилиндров, что приведет к дорогостоящему ремонту и потере огромного количества времени.